Карта


Просмотреть Памятники Каменска-Уральского на карте большего размера

вторник, 17 апреля 2012 г.

Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии патриотизма

Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии патриотизма
                                                             “Любовь к Родине начинается с семьи”.  Ф. Бекон

          В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы в школе.

            Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.                    

        Любовь школьника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, школе, городу. Вся работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государство.

Семью как фактор воспитания характеризует ее среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое,  информационное окружение ребенка.

         Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны

Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

      Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);

уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);

возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);

возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).



С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.











Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Основные направления взаимодействия общеобразовательной школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся



Развитие представлений детей о духовности, нравственности, патриотизме          

Формирование знаниевого компонента патриотического воспитания

Формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков 

Развитие отношений ребенка к духовно-нравственным ценностям, традициям страны, обычаям разных народов, нормам морали, семейным традициям

Опыт поведения ребенка, адекватного содержанию понятия «патриотическое воспитание»

Включение детей в систему воспитательной работы (подготовка и проведение традиционных дел школы, неформальное общение педагогов, родителей, детей, организация досуга учащихся и т.д.)

Педагогическое просвещение родителей

- Формирование духовной культуры родителей, ценностно-нравственного сознания;

- обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями, приемами патриотического воспитания детей;

- помощь в осознании собственной роли, ответственности в воспитании детей

 Анкета….



Мероприятия…..



Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями:  работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это служит патриотическому воспитанию.

            Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей  обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Так, учащиеся  могут выполнить исследовательскую работу на одну из предложенных тем: «Судьба семьи - в судьбе страны», «Герои-земляки», «Истории свидетели живые», «Мой героический дед», «Третье поколение после войны» и т.д.

           В связи с широким применением в школе информационных технологий,  возможна организация пресс-центра, журналистского агентства и т.д. Результатом совместной деятельности семьи и школы станут выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, радиопередачи, видеофильмы («Мой ровесник из 41-го», «Жизнь прожить - не поле перейти», «Слава отцов - крылья сыновей» и т.п.).



Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами  войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы ; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Замечательное направление «Мой сын(одноклассник, друг, сосед) служит в армии…»



Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Ссылка на фильм о патриотическом воспитании
http://www.youtube.com/watch?v=o0HonrTQXKk

Комментариев нет:

Отправить комментарий